Казахстан лидирует в Центральной Азии в конкурентоспособности в высшем образовании, но есть еще ряд существенных проблем, передает корреспондент агентства Kazinform. Об этом на форуме «Connected-2024» рассказал региональный директор рейтингового аналитического агентства университетов Quacquarelli Symonds (QS) Сергей Христолюбов.
По словам С Христолюбова, согласно недавнему анализу, Казахстан быстро становится лидером в области высшего образования и научных исследований в Центральной Азии. Несмотря на то, что университеты страны добились заметного прогресса в международных рейтингах, остаются серьезные проблемы, особенно в таких областях, как международная репутация и устранение пробелов в квалификации выпускников.
Как отметил эксперт, анализ показал, что за последние три года Казахстан удвоил свое представительство в Мировом рейтинге университетов QS: с 10 до 21 учебного заведения. Казахстан также лидирует в Центральной Азии в других рейтингах, включая категории устойчивого развития. Акцент Казахстана на научных исследованиях и инновациях согласуется с более широкой стратегией страны по переходу к экономике, основанной на знаниях, как подчеркнул Президент Казахстана на заседании Национального совета по науке и технологиям ранее в этом году.
Однако, несмотря на эти впечатляющие достижения, казахстанские институты сталкиваются с проблемой укрепления репутации своих исследовательских коллабораций во всем мире. Большинство номинантов для казахстанских университетов в опросах академиков и работодателей поступают из соседних стран, таких как Узбекистан, Россия, Азербайджан, Кыргызстан и Турция, а не из стран, где существуют значительные исследовательские партнерства, таких как Великобритания и Германия.
Исследовательские партнерства Казахстана с такими странами, как Россия, Великобритания, Германия, Италия и Польша, привели к большому количеству цитирований, особенно в результате сотрудничества с Россией. Несмотря на то, что в сотрудничестве с такими партнерами, как Великобритания и Германия, публикуется меньше научных работ, эти работы часто цитируются, что свидетельствует об их высокой результативности. Однако такой объем международного исследовательского сотрудничества пока не привел к значительному повышению показателей академической репутации Казахстана и репутации работодателей.
С. Христолюбовтакже отметил, что в отчете подчеркивается разрыв в вовлеченности профессорско-преподавательского состава в научные исследования в университетах Центральной Азии. В то время как некоторые учебные заведения, такие как Ташкентский институт и Казахский национальный университет имени аль-Фараби, демонстрируют высокий уровень академической отдачи, в большинстве университетов уровень участия ниже. Такая низкая вовлеченность частично объясняется отсутствием стимулов и языковыми барьерами, которые мешают преподавателям публиковаться в международных журналах.
Более того, научные исследования в Казахстане и Узбекистане в основном сосредоточены на таких областях, как инженерия, нефть, компьютерные науки и физика.
Эксперт считает, что одним из наиболее важных выводов анализа является значительный разрыв в квалификации выпускников в Центральной Азии. Данные платформы OneMentor, которая обрабатывает 120 миллионов объявлений о вакансиях по всему миру, свидетельствуют о том, что такие навыки, как командная работа, коммуникация и решение проблем, высоко ценятся как в Центральной Азии, так и в Соединенных Штатах. Однако такие навыки, как эмоциональный интеллект, знание языков, предпринимательство и управление бизнесом, имеют низкий уровень удовлетворенности среди выпускников из Центральной Азии.
В Казахстане, по его слоам, наблюдается заметный дефицит специалистов в области новых технологий, включая искусственный интеллект, блокчейн и облачные технологии. Эта нехватка навыков резко контрастирует с высоким спросом на эти компетенции в таких странах, как Китай и Соединенные Штаты. В отчете говорится, что университеты Центральной Азии, особенно в Казахстане, имеют возможность адаптировать свои учебные планы к растущим требованиям работодателей.